Elementor #293
Направления и расстояния, линии положения, линии пути. Локсодромия и ортодромия. 
Системы измерения координат в воздушной навигации. 
Введение в навигацию.

Направления и расстояния, линии положения, линии пути. Локсодромия и ортодромия. 

Для определения местонахождения ВС в пространстве или на земной поверхности (на полетной карте) необходимо наличие двух (на плоскости) или трех (на сфере) координат, которыми могут быть линейные и угловые величины. В навигации за начало отсчета направления принимается направление истинного (географического) меридиана. Также в практике могут применяться и другие направления, от которых производится отсчет требуемых для навигации величин. Направления указываются в угловых величинах в градусах. Отсчет ведется в плоскости горизонта от начального направления вправо от 0 до 360 градусов. В большинстве случаев направление указывается как АЗИМУТ или ПЕЛЕНГ. 

 Азимут или истинный пеленг ориентира, это угол заключенный между истинным меридианом, проходящем через указанную точку и направлением на ориентир. 

 Одним из главных направлений для целей СВЖ является направление заданного пути или заданный путевой угол (ЗПУ). Это направление определяет линию заданного пути (ЛЗП). 

В зависимости от того, какие технические средства и методы СВЖ будут использованы для определения направлений участков маршрутов и их расстояния могут быть определены по карте или путем расчетов. Единицей измерения направлений является градус, а единицей измерения расстояний- километр, миля и футы. 

1 MM=1852 M;1 AM=1600 M; 1М=3.28 Ф. 

 Работа экипажа по СВЖ заключается в определении линии пути, линии положения и постоянном знании местоположения самолета (МС). 

 Линия пути представляет собой линию на земной поверхности, имитирующую путь самолета в воздушном пространстве. Линия пути может быть заданной (ЛЗП) или фактической (РФП). 

 Линия положения, это линия на земной поверхности или на карте, которая может представлять собой совокупность (множество) точек вероятного местонахождения ВС. Каждая такая линия характерна постоянным (одинаковым) значением параметра измеряемой величины.  

Таким параметром, в зависимости от типа используемого технического устройства и метода его применения в целях СВЖ может быть угловая величина (при использовании угломерных систем), дальность (при использовании дальномерных систем навигации), равная разность расстояний от двух и более дальномерных систем, линия равного пеленга самолета от радиостанции (основной способ при использовании приводных радиостанций), линия равных пеленгов радиостанции (полет по локсодромии), линия равных расстояний (полет по кругу), астрономическая линия положения (при использовании астросредств). 

Чтобы правильно использовать ту или иную линию положения необходимо знать геометрические свойства, способы определения и приемы прокладки их на карте. 

 Одной из наиболее используемых линий положения является ЛОКСОДРОМИЯ. Применяется при полетах на небольшие расстояния с использованием магнитных компасов. При полете по локсодромии курс самолета выдерживается по магнитному компасу или с помощью курсовой системы в режиме “МК”, и траектория движения ВС будет иметь вид кривой изогнутой к экватору. 

Локсодромия- линия на земной поверхности, пересекающая меридианы под постоянным углом, называемым локсодромическим путевым углом. 

Локсодромия геометрически представляет собой логарифмическую спираль, огибающую земной шар бесконечное число раз и стремящуюся к полюсу, но не достигающую его. Такой вид локсодромии объясняется тем, что локсодромический путевой угол всегда остается постоянным по отношению к меридианам, которые в свою очередь не параллельны друг к другу и сходятся к полюсам. 

Путь по локсодромии всегда больше пути по ортодромии, кроме частных случаев, когда полет выполняется по меридиану или по экватору. В этом случае расстояния участка маршрута будут одинаковыми. 

Полеты по локсодромическим участкам маршрута выполняются по небольшим по расстоянию отрезкам и линии пути прокладываются на карте по прямой линии, пренебрегая незначительными ошибками. Расчет путевого угла для данного участка маршрута выполняется как путевой угол, измеренный на середине данного участка маршрута.  

Несмотря на простоту и автономность применения магнитных компасов при полетах на большие расстояния (свыше 1000 км) той точности и безопасности полета становится уже недостаточно и приходится применять более совершенные курсовые приборы и выполнять полет по ОРТОДРОМИИ. 

Переход к полетам по ортодромии обусловлен как-раз необходимостью повышения точности, надежности СВЖ и создания пилотажно-навигационных комплексов позволяющих автоматизировать процесс пилотирования и самолетовождения. 

Ортодромия представляет собой дугу большого круга, проходящую через две точки на земной поверхности. На расстоянии 1000-1200 км ортодромия практически совпадает с прямой линией. 

Но вследствие того, что ортодромия пересекает меридианы в начале и в конце маршрута под разными углами, выполнять полет по ней с помощью магнитных компасов невозможно. Это потребовало создания специальных курсовых приборов, позволяющих определять условный (ортодромический) курс, к которым относятся курсовые системы, гирополукомпасы и астрокомпасы. Особенностью ортодромического способа СВЖ является то, что ортодромический путевой угол отсчитывается от условного опорного меридиана, выбранного для данного маршрута. Основным преимуществом данного способа СВЖ является то, что он наиболее экономичный. 

One thought on “Направления и расстояния, линии положения, линии пути. Локсодромия и ортодромия. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.