Elementor #293
Направления и расстояния, линии положения, линии пути. Локсодромия и ортодромия. 
Системы измерения координат в воздушной навигации. 
Введение в навигацию.

Системы измерения координат в воздушной навигации. 

Как уже отмечалось во введении воздушная навигация рассматривает перемещение самолета из одной точки пространства в другую. Для этого необходима какая-то система отсчета или система координат, в которой и будет осуществляться отсчет угловых и линейных величин перемещения воздушного судна в пространстве. В качестве таких величин и будут выступать направление движения (курс, путевой угол) и расстояние между пунктами в пространстве (на карте или на местности). 

Как в теории, так и в практике воздушной навигации (далее будем называть как “ВН” или самолетовождение “СВЖ”) нам необходимо будет определиться с понятиями о формах и размерах земли. Для целей навигации допустимо упрощение о форме земли как о шаре с радиусом 6371 км немного сплюснутым у полюсов. Такая фигура называется ГЕОИДОМ (геоид Красовского). 

Погрешности в измерениях угловых и линейных величин при таких допущениях в практической навигации незначительны и ими можно пренебречь. 

Основными точками, линиями и кругами на земной поверхности для целей СВЖ являются следующие: 

-земная ось-линия, соединяющая северный и южный полюсы земли; 

-параллель- окружность на земной поверхности, плоскость которой перпендикулярна земной оси; 

-меридиан-большая окружность на земной поверхности, плоскость 

 которой проходит через полюсы земли и перпендикулярна параллелям;  

-экватор-частный случай параллели, проходящей через центр земного шара; 

-географическая широта (точки на земной поверхности)-угол между плоскостью экватора и прямой, соединяющей центр земли и данную точку на поверхности земли; 

-долгота места на земной поверхности-угол к востоку или к западу от опорного меридиана к другому меридиану, проходящему через эту точку. 

Меридиан, проходящий через Гринвичскую обсерваторию, вблизи Лондона, по международному соглашению называется Гринвичским меридианом, или начальным и делит земной шар на Западное и Восточное полушария. 

Географические координаты широта и долгота измеряются в угловых величинах. В то же время долгота не может измеряться величиной дуги параллели т. к. с изменением широты длинна дуги параллели будет также изменяться при той же долготе (на экваторе длина дуги параллели максимальная, а ближе к полюсам уменьшается). 

Экватор также делит земной шар на Северное и Южное полушария. Широта измеряется к северу от меридиана со знаком плюс и к югу со знаком минус. 

Долгота в восточном направлении от начального меридиана считается положительной, а в западном направлении отрицательной. Все точки земной поверхности, находящиеся на одной параллели, имеют одинаковую широту, а все точки, находящиеся на одном меридиане, имеют одинаковую долготу.  

Долготу можно измерять во времени, принимая 15 градусов долготы за 1 час времени. 

Географическая система координат принята в качестве основной и международной. Разграфка навигационных карт в качестве меридианов и параллелей применяется повсеместно. Ее применяют не только для определения расстояний, но и для определения направления из одной точки в другую. 

Помимо географической системы координат в навигации может применяться и астрономическая система координат, в которой измерения угловых координат немного отличаются, но для практических задач навигации эти различия не существенны и ими пренебрегают. 

В современных условиях развития технических средств СВЖ появилась потребность в применении еще одной координаты кроме широты и долготы, это высота полета. 

Для удобства навигационных расчетов в навигации внедрили сферическую систему координат, в которой обсчет параметров производится с помощью сферической тригонометрии. 

Все большее внедрение математических методов измерения линейных и угловых величин в навигацию позволяет добиваться значительной точности и надежности СВЖ. Так, к примеру, максимальная погрешность в измерении расстояний достигает 0,08% и 0,1 градуса в угловых величинах. 

В навигационной практике удобнее применять систему координат, в которой координатные оси или линии располагаются относительно направления воздушной трассы. Такая система координат называется ОРТОДРОМИЧЕСКОЙ. Поскольку она является основной системой координат в навигации то рассмотрим ее подробнее в отдельном уроке. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.