Elementor #293
Направления и расстояния, линии положения, линии пути. Локсодромия и ортодромия. 
Системы измерения координат в воздушной навигации. 
Введение в навигацию.

Введение в навигацию.

Воздушная навигация представляет собой прикладную авиационную науку, которая рассматривает вопросы точного, надежного и безопасного вождения летательных аппаратов по воздушным трассам, маршрутам вне трасс, на установленных высотах и строго соблюдая время прохождения контрольных ориентиров, поворотных пунктов маршрутов, аэродромов, площадок. Эти основные положения и определяют безопасность воздушной навигации. 

Навигацию воздушных судов осуществляют экипажи воздушных судов совместно с диспетчерами службы управления воздушным движением, которые контролируют соблюдение экипажами использование воздушного пространства. 

 Весь комплекс действий экипажей ВС и диспетчеров службы УВД, направленный на точное и безопасное выполнение воздушной навигации, и называется самолетовождением. 

В основе самолетовождения лежит знание местоположения ВС, направление и скорость его перемещения с учетом точных временных параметров. 

СВЖ осуществляют с помощью специальных приборов, устройств и систем, называемых техническими средствами СВЖ или навигационными средствами, в основе которых используются свойства естественных или специально создаваемых физических полей (геофизических, электромагнитных, световых и прочее). 

 Кроме технических средств СВЖ используются вспомогательные вычислительные инструменты, карты, графики, таблицы. 

 Навигационные средства могут классифицироваться по отдельным признакам, отражающим место установки (на земле или на борту ВС), характер использования и источник информации. Наземные средства устанавливаются в зонах аэродромов, поворотных пунктах маршрутов, координаты которых указываются в сборниках аэронавигационной информации, а также в электронных носителях. 

 По характеру использования технические средства могут разделяться на автономные и неавтономные. Автономные средства позволяют осуществлять навигацию независимо от дальности полета, в отличие от неавтономных, которые можно использовать лишь на ограниченных дальностях полета. 

 По источнику информации технические средства делятся на группы: 

-геотехнические, используют физические поля Земли (гравитационное, магнитное). К таким средствам относятся магнитные компасы, барометрические высотомеры, измерители воздушной скорости, термометры наружного воздуха, гиро приборы, инерциальные системы и прочее. Эти средства отличаются простотой и надежностью. Они используются на всех самолетах и вертолетах, но имеют недостаточную точность и применяются в комплексе с другими средствами. 

-радиотехнические, основанные на использовании электромагнитных полей, излучаемых бортовыми и наземными средствами СВЖ (радиокомпасы, радиостанции, радиовысотомеры, радиолокационные станции наземные и бортовые, доплеровские измерители скорости и угла сноса, дальномерные и угломерные системы, системы посадки и прочее). 

 Радиотехнические средства позволяют решать основные задачи СВЖ. К недостаткам относятся недостаточная помехозащищенность и ограниченная дальность применения, особенно на малых высотах, а также зависимость точности РТС от удаления до наземных средств, обеспечивающих СВЖ. 

-астрономические средства, принцип действия которых основан на использовании небесных светил, излучающих световое и радиоизлучение. Сюда можно отнести астрокомпасы, секстанты и астрономические ориентаторы. Отличаются помехозащищенностью и независимостью точности работы от дальности и продолжительности полета в любых районах земного шара. Однако, для использования этих средств необходимо визуальное наблюдение светил. У радиоастрономических средств такого недостатка нет. 

Кроме небесных светил для навигации могут использоваться искусственные спутники земли (спутниковая навигация). 

-светотехнические средства, использующие искусственно созданные источники света как на земле, так и на борту ВС (световые маяки, прожекторы, посадочные системы, бортовые аэронавигационные огни). 

Каждый из видов РТС имеет определенные преимущества и недостатки при использовании этих средств, поэтому комплексное использование РТС будет наиболее оптимальным вариантом . 

Комплексное использование РТС является основной целью для точного и безопасного СВЖ. Сегодня применение каждого из указанных средств в отдельности становится недостаточным и создание новых РТС, таких как бортовые вычислительные комплексы, позволило повысить точность и надежность СВЖ. 

Применение современных пилотажно-навигационных комплексов привело к изменению видов обеспечения полетов. 

 Программное обеспечение полетов предусматривает подготовку установочных данных для программирования полета по заданному маршруту. На современном уровне поставлены автоматизированные штурманские расчеты. 

 На ВС появились комплексные пульты управления и электронно-лучевые трубки для индикации параметров полета. 

 Несмотря на качественно новый уровень автоматизации штурманских расчетов и СВЖ, экипаж должен знать теорию и уметь производить расчеты для обеспечения точного и безопасного СВЖ. 

 Данный сайт и поможет получить начальные знания и понимание основ теории СВЖ как курсантам летных училищ, так и просто желающим повысить свой уровень познаний в воздушной навигации. 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.